В этой статье мы попытаемся найти компромисс в web-дизайне между требованиями заказчика, виденьем дизайнера и правилами юзабилити.
Известно, что дизайн есть приложение к предмету, которое не должно отрицательно сказываться на функциональности самого предмета. В случаи с web-дизайном это также актуально, как и с любым другим видом дизайна. С одной стороны, web-дизайнер должен создавать красивые и оригинальные сайты, с другой, никогда нельзя забывать о том, что web-сайт, в первую очередь, есть способ передачи текстовой, а иногда мультимедийной информации (я говорю иногда, потому что и структура web, и ширина современных каналов связи все еще не позволяют сделать из web полнофункциональную медиа-среду). Кроме того, не стоит забывать о принципах юзабилити в web-дизайне, которые очень хорошо описаны в книгах Якоба Нильсена «Designing web usability» и Стива Круга «Don't make think!».
Классическая ситуация:
День первый.
Заказчик приходит к дизайнеру и просит сделать сайт для своей фирмы, которая продает, например, лампочки. Дизайнер делает простой, понятный, легко воспринимаемый и отражающий вид деятельности заказчика дизайн-макет, используя все каноны юзабилити, и относит его заказчику. Заказчик внимательно смотрит на макет, потом на дизайнера, потом снова на макет и говорит: «И за это вы хотите „дцать“ долларов, а где же позвольте дизайн, где финтифлюшечки и изюминки, где все это?». Дизайнер извиняется и уходит делать все заново. А у заказчика остается неприятное чувство, что его хотели обмануть.
День второй.
Дизайнер приходит домой и в расстроенных чувствах, закрывает CorelDraw и открывает PhotoShop. Сайт обрастает растровыми эффектами, то тут, то там появляются тени и градиенты, прямые линии по мановению Pen tool превращаются в кривые Безье. Лампочки, которые до этого ненавязчиво таились в шапке, теперь уже и в пунктах меню, и в футере, и в контактной информации. И, наконец, добавив несколько анимированных изображений, и сделав из сайта «новогоднюю елку», дизайнер заканчивает работу.
День третий.
Заказчик внимательно смотрит на макет, потом на дизайнера, потом снова на макет и говорит: «А вот это уже совсем другое дело, теперь мне все будут завидовать, потому что мой сайт самый красивый и навороченный». Дизайнер берет деньги и уходит. А в internet появляется еще один сайт, с которым неудобно работать, он долго загружается и вообще похож на дорогую позолоченную раму из Третьяковской галереи, внутри которой находится газета с бесплатными объявлениями.
Что делать?
Столкнувшись с подобной ситуацией, многие дизайнеры начинают делать сайты, которые заведомо понравятся заказчику, используя вышеупомянутые приемы. Создавая, таким образом, плохой web-дизайн, который хорошо продается и противоречит всем правилам юзабилити и web-стандартам, что в итоге отрицательно сказывается на уровне продаж и количестве звонков с сайта.
А вот что:
Перед нами встает задача найти компромисс между требованиями заказчика, принципами юзабилити и web-дизайном. Это не так сложно, как кажется.
Для начала сделаем темплейт, схематично указав на нем расположение и внешний вид всех существенных элементов сайта, после чего согласуем темплейт с заказчиком. В дальнейшем это позволит избежать, нежелательных перетасовок элементов сайта.
Начиная делать сайт, будем помнить о композиции, золотом сечении, контрастности и правильном сочетании цветов, в общем, применим к нашему сайту правила изобразительного искусства. Дальше вспомним, что хороший web-сайт должен соответствовать принципам юзабилити и web-стандартам. Таким образом, у нас должен получиться правильный сайт, оставляющий приятное визуальное впечатление.
Вот, казалось бы, и все. Но заказчик, даже если сайт ему понравится, все равно захочет, что-нибудь изменить или добавить. Это связано, скорее, с психологией заказчика, чем с профессиональными качествами дизайнера. Вносить серьезные изменения в дизайн сайта это то же самое, что делать его заново. Для того чтобы этого избежать, был придуман прием, который называется «Белая собачка». Суть этого приема такова: мы вносим в сайт заведомо лишний элемент, заказчик просит его убрать, мы его убираем, заказчик чувствует себе удовлетворенным и больше никаких изменений не вносит.
Итого:
Вот мы и нашли компромисс: получили качественный дизайн, который не стыдно показать коллегам и сделали еще одного заказчика счастливым.